Витраж в домашнем интерьере

23.01.2017 / /
0
/

При слове "витраж" уже никто не вспоминает ни о величии готических соборов, ни о декоре станции метро "Новослободская". Воображение рисует уютную домашнюю картинку: просторная комната, теплый свет цветными бликами падает на паркет. Витражи в моде. И стекольщик — так скромно иногда называют себя художники по витражам — готов раскрасить московскую зиму нездешними нарядными красками. Что надо знать, собираясь в поход по витражным мастерским, нам рассказали три московских витражиста: Александр Демин (студия "ДА"), Евгений Седов (студия Alter Ego) и Анастасия Коровина (студия художественного стекла Анастасии Коровиной).

С чего начнет стекольщик? С подбора материала? С эскиза? С "поездки на объект"? Нет. Сначала он посмотрит на вас. И послушает. И попытается понять, чего же вы действительно хотите. А потом объяснит это вам. Это вам только кажется, что вы в самом деле знаете, какой хотите заказать витраж. Если бы Наоми Кэмпбелл или Селин Дион взялись руководить действиями парфюмеров, создающих для них духи, то аромат вряд ли получился бы стоящим... Их (и ваше) дело — выразить свои эмоции, ассоциации и душевные устремления. Дело мастера — воплотить чувства в материале. В данном случае — в стекле.

Разум и чувства

Определившись с творческой задачей, художнику необходимо увидеть место, где предстоит жить его произведению. Здесь важны не только стиль и цветовое решение интерьера, но и, например, пейзаж за окном или расположение дома. Может быть, вам кажется, что вы хотите каждый день видеть парусные яхты в окне своей виллы? Скорее всего художник станет склонять вас к более абстрактному варианту рисунка. Ведь самое страшное, что может произойти с витражом, — он надоест...

Витраж в домашнем интерьере

Учитывать нужно и "функциональную нагрузку": стекла в дверях спальни скорее всего будут матовыми, а вот для окна прозрачный витраж оптимален. Если и делать цветное окно, то только частично, ведь оно должно прежде всего пропускать свет.

Наука и техника

На первом этапе работы принимается принципиальное решение не только по стилю, тематике, цветовой гамме, но и витражной технике и материалу. Витраж с фрагментами зеркального стекла может заменить обычное зеркало в ванной комнате. На кухне или в столовой уместна техника гравировки — матовый рисунок на прозрачном поле. Если же речь идет о больших объемах — громоздких люстрах, потолочных панелях, — на первый план выходят прочность и легкость конструкции. Красноречивый пример — люстра в ресторане "Венеция" на Арбате, 5,5 метра в диаметре, выполненная художниками студии "ДА" в технике "тиффани". Фрагменты витража оборачиваются специальной медной фольгой и спаиваются мягким припоем, после чего швы дополнительно укрепляются. Витраж, изготовленный в этой технике, легче и жестче.

По сравнению с "тиффани" классическая витражная техника — когда стекла вставляются в металлический (чаще всего свинцовый) профиль — более трудоемкая и ограничивает художника в использовании мелких фрагментов. Мелочи и детали выполняются здесь при помощи росписи силикатными красками и обжига, так же как и в средние века. Если одновременно с интерьером оформляется и ландшафт, то для "уличных" витражей можно использовать еще один средневековый прием — свинцовые профили. Свинцовые швы толще и прочнее, но на зиму витраж все равно придется с улицы забирать, иначе стекло может выцвести и выщербиться.

Витраж в домашнем интерьере

Преимущество "фьюзинга" — в больших возможностях для создания оригинальной фактуры, ведь рисунок выкладывается из кусочков стекла и потом спекается при высокой температуре. А уж "испечь" картинку можно даже из мельчайших осколков бутылки шампанского... В процессе работы над комплексным решением интерьера художник определяет технику для каждого отдельного его фрагмента. Часто — практически всегда — в одном проекте и даже в одном предмете применяется сочетание нескольких витражных техник.

Стекло и бумага

Наконец, концепция, созданная на начальном этапе, переносится на бумагу. Наступает решающий момент — эскиз утверждается заказчиком, и запускается "производственный процесс". Чаще всего он целиком находится в руках художника, включая чертежи несущих конструкций и расчеты их прочности. "Иначе нет смысла работать. Если по моим эскизам будет делать кто-то другой, будет уже не то", — говорит Евгений Седов. Внешне все выглядит так: изготавливается так называемый "картон" — цветная "выкройка" в натуральную величину; каждый кусочек нумеруется, делается "припуск на швы". Потом по этой выкройке режется стекло, и получившиеся фрагменты скрепляются в соответствии с нумерацией и следуя выбранной технике...

Пестики и тычинки

Многие сегодняшние заказчики тяготеют к модерну: теплые тона, мягкие линии, декоративно-цветочная тематика, "пестики-тычинки". "Понятно, людям хочется тепла, а это очень мягкий, человечный стиль. Правда, сама я как-то уже от него устала, хочется поработать над чем-то более фигуративным, раскованным", — признается Настя Коровина.

Художник-профессионал умеет делать все и грамотно определит особенности вашего варианта и с эстетической, и с функциональной точек зрения. Но у каждого стекольщика есть свой тайный конек. Настя, например, любит геометрию и цвет. Она играет ими, собирая из них, как из стеклышек калейдоскопа, свои пестрые "объекты": "Ухо, разбитое звуком", автопортрет в технике фьюзинг, игрушки, разноцветный велосипедик, многогранный, переливающийся и прозрачный стеклянный замок.

Александр Демин, напротив, считает витраж из прозрачных, фактурных стекол наиболее перспективным вариантом, элегантным и тонким. "Это органичнее, изысканнее, — рассказывает художник. — Архитектура и витраж работают заодно". Прозрачными могут быть и концептуальные произведения, не говоря уж о сугубо практичных окнах. В последнем случае витраж может выполнять дополнительную задачу — избавлять хозяина от необходимости выбирать шторы.

Евгений Седов определяет свой любимый жанр как "гротеск в анималистике". В его объемных работах — рыбах, драконах, птицах, бабочках — витраж часто сочетается с бронзовым литьем. Блестящие, пестрые создания населяют дом и сад — и оживляют их.

Вообще-то Евгений считает, что, создавая свою среду обитания, каждый человек подсознательно отталкивается от своего представления о рае на земле. А у каждого художника свои методы создания этого рая.

При таком подходе становится понятно, почему витражисты так много говорят о взаимопонимании с заказчиком и с такой любовью к нему относятся. Из их описаний складывается вполне определенный портрет человека, рай которого украшен витражами. Это интеллектуал с опытом и вкусом, человек, предпочитающий подлинные вещи их новейшим удешевленным вариантам. С такими рядом приятно.

Комментарии
Пока нет ни одного комментария...